Справочная информация
Стандартный «пиковый» полёт осуществляется на одном шаре-зонде, поднимающем нагрузку со скоростью 3-5 метров в секунду. Во время подъёма из-за уменьшения атмосферного давления шар постоянно расширяется. На высоте 30 километров шар, диаметр которого на земле составлял около 2 метров, увеличивается до 10 метров в диаметре. Достигнув критического размера, шар лопается, и платформа с оборудованием начинает спуск. Спуск осуществляется на парашюте, размер которого рассчитывается исходя из веса полезной нагрузки и обеспечивает скорость приземления, равную 5-7 метрам в секунду (соответствует скорости приземления человека на стандартном десантном парашюте).
Высота полёта наших стратостатов варьируется в пределах от 8 до 35 км, в зависимости от поставленных задач и условий осуществления полёта. Для сравнения: высота полётов пассажирских самолётов — около 10 км.
Перед запуском всегда рассчитываются:
Для расчетов используется информация :
Ориентировочная траектория полёта. За 5 суток до запуска появляется примерный прогноз по силе и направлению ветров на разных высотах. Чем ближе ко дню запуска, тем точнее корректируется прогнозируемая траектория. Решение об осуществлении или переносе запуска принимается в зависимости от расчётного места приземления. Оно должно находиться в отдалении от населённых пунктов и водоёмов.
За время обычного пикового полёта стратостат удаляется от точки запуска, в среднем, на 150 км.
Грузоподъёмность
В среднем вес полезной нагрузки составляет 0.5-1кг. Мы можем поднять и больше, но при этом придётся использовать систему из нескольких шаров, что значительно усложняет конструкцию и повышает шанс выхода за пределы намеченного профиля полёта.
Варианты полезной нагрузки
Для целей фото-видео съёмки с борта стратостата мы имеем опыт успешного использования разных камер — от кмпактных камер Canon до экшн камеры GoPro.
В качестве научного оборудования используются различные устройства весом до двух килограммов, регистрирующие атмосферные явления.
На платформе устанавливается бортовой компьютер нашей разработки, который собирает данные по всему полёту о высоте, траектории, температуре, уровне радиации. Он же управляет поисковыми маяками и — в случае необходимости — системами отцепки шара.
Поиски и возврат платформы
На стратостате мы используем одновременно несколько поисковых маяков различной конструкции:
- радиомаяк передаёт свои координаты по радиоканалу,
- GSM маяк передаёт через сеть базовых станций сотовой связи.
Получив координаты места приземления, мы принимаем решение, как и когда туда лучше добираться. В большинстве случаев для этого достаточно внедорожного автомобиля и пешего похода продолжительностью до трёх часов. В случае приземления в горной или сильно заболоченной местности могут потребоваться и другие виды транспорта.
Безопасность
Для запусков желательно использовать инертный газ гелий. Гелий не взрывоопасен, не горюч, не токсичен, безвреден для человека и не требует особых условий при транспортировке.
На запуск по решению местного зонального центра Единой системы организации воздушного движения устанавливается режим, запрещающий полёты других воздушных судов, ограничивающий их или режим уведомления о полёте в заданном воздушном пространстве неуправляемого беспилотного стратостата. Заявка на запуск подаётся за 5 дней до старта.
Риски
Несмотря на тройную систему передачи координат, есть вероятность приземления в место, из которого передача невозможна. В таком случае может оказаться невозможным определение места приземления и аппарат может быть потерян.
|